Между модой и искусством издавна существовала связь, но многие люди так и не осознали огромнейшего влияния на моду искусства за последние годы. Чарльз Мак Грант специально для New York Times в своей статье рассказывает читателям о влиянии предметов искусства на создание дизайнерами неповторимых коллекций.
Каждый человек имеет воображение с могущественным и удивительным потенциалом. Каждый это ценит, но так и не может до конца найти применения своим удивительнейшим способностям.
Люди искусства и художники находятся в постоянном поиске творческого потенциала, и случается так, что в процессе поиска они обращаются друг к другу за помощью развить их творческий потенциал.
Не исключение и мир моды. Ведь многие дизайнеры и художники для создания своих будущих коллекций обращаются за помощью к другим формам искусства. И источники их вдохновения являются довольно широкими и разнообразными. Это могут быть поп-арт, архитектурные формы, граффити, скульптуры, картины и многие другие. Ведь благодаря этой безграничной свободе дизайнерам представляется огромная свобода действий и вдохновения для творения своих шедевров моды.
Архитектура
Как форма изобразительного искусства, архитектура очень часто выпускается из вида. Но наблюдая за мировыми зданиями и находясь в постоянном восхищении их сложностью и отменностью, мы постоянно убеждаемся в том, насколько этот вид искусства ценен. Ведь даже Коко Шанель однажды сказала, что «Мода – это архитектура. Это вопрос пропорций». Вы конечно же будете очень удивлены, но архитектура очень часто является главным источником вдохновения многих мировых модельеров.
Коллекция «Осень-зима 2008» Джорджины Чепмен и Керена Крейга была создана именно на вдохновении, полученном от мировых архитектурных зданий. Платья коллекции были наполнены элементами, которые напоминали здания Вестминстерского дворца в Англии или Китайских пагод с высокими заостренными шпилями. Еще одной музой Чепмена и Крейга в создании этой коллекции послужила историческая фигура Елизаветы 1 с ее борьбой за взаимосвязь и сочетание между монархической силой и женственностью. Это служит ярким доказательством того, что фигуры прошлого играют также огромную роль при создании стилей и направлений современной моды.
Жанфранко Ферре – знаменитый дизайнер Италии – получил свою славу именно благодаря использованию архитектурных направлений в создании своих коллекций. Его даже называют «Архитектором моды». Ферре с своем образовании получил архитектурные знания, которые он потом неоднократно использовал в творчестве создания модных тенденций и направлений. Коллекция «Весна 2009» была представлена платьями, выполненными по образцу оперного театра в Сиднее. В создании были использованы треугольные формы и заостренные шпили. Карьера Ферре началась в далекие семидесятые годы прошлого тысячелетия. И именно с самого начала своего творческого пути мировой дизайнер в своих произведениях использовал именно архитектурные формулы.
Гарет Пью – художник модельер – смог стать создателем одежды и модным шоуменом по мере своего взросления. Его одежда является уникальной. И это не удивительно. Ведь в создании одежды он использует геометрию и резкие линии. Смотря на его созданные творения можно увидеть связь с Лувром, Эмпайр-Стейтом и музеем Гуггенхайма. Именно этим структурным влияниям отличаются все его коллекции.
Картины
Хоть и существует связь между архитектурой и модой, связь моды с картинами существует на протяжении не одного десятка лет. Ведь именно картины служат серьезным мотивом вдохновения огромного количества дизайнеров. Еще одним источником вдохновения мировых дизайнеров послужили картины от эпохи Ренессанса до Арт Нуво.
Вивьен Вествуд – модельер Британии – наглядный пример этого. Ведь все ее идеи нашли свой источник именно в мире искусства. Литература, артефакты, картины восемнадцатого тысячелетия – вот основные источники вдохновения Вествуд. Прежде чем приступить к созданию своей коллекции в 1990 году, Вествуд посетила Лондон, где занималась тщательнейшим изучением коллекции Национального художественного музея. На тот момент здесь проходила выставка картин и экспонатов, привезенных из Франции и представленные восемнадцатым веком. Еще одним объектом ее внимания был музей искусств Виктории и Альберта. Ведь здесь представлены все формы искусства и разных эпох. Этот огромный багаж исследований в области истории искусства и дало возможность их использования в создании коллекций одежды, которые просто невозможно повторить. Коллекция «Всегда в меру» 1992-1993 годов черпала свой источник вдохновения из имитации техники искусства восемнадцатого века.
Александр Макквин в своей последней коллекции использовал в качестве вдохновения религию средних веков. Для создания одного из своих платьев он использовал образы одновременно трех картин художника Иеронима Босха. Источником вдохновения создания еще одного платья послужило изображение Стефана Лохнера, которое было создано в 1440 года для Кельнского собора. Для создания уникального и прекрасного серого халата был представлен мотивами Габриеля, которыми был исписан Алтарь Портинари Хуго ванн де Гуса.
Вествуд и Макквин – оба эти дизайнера продолжают соблюдать традиции дизайнеров и отдают предпочтение визуальному искусству, реализуя их в создании своих проектов. Ив Сен Лоран покорил штурмом подиум в 1965 году своей коллекцией осени. Платья этого великого модельера напоминали мотив картин художника Пита Мондриана. Платья смогли имитировать оригинальность картин с помощью прямоугольников и толстых черных линий, которыми были покрыт сами платья. Таким образом, был достигнут баланс между творчеством и искусством.
В 1950 году появилась новая волна поп-арта, тенденцией которой воспользовались многие дизайнеры того времени. Именно таким образом был брошен вызов миру искусства, который послужил источником нового пути поп-культуры.
Направления поп-арта используют в рекламных материалах, в полотнах и инсталляциях, в комиксах и во многих атрибутах современного мира. Это направление до сих оказывает влияние на дизайнеров и художников. Патрисия Филд в конце шестидесятых годов прошлого тысячелетия создала свою линию одежды в Нью Йорке. Одно из ее творений представлено черными толстыми линиями, включенными в ромбовидное платье из атласа.
Скульптуры
Еще одним источником вдохновения в работе дизайнеров являются скульптуры. В основу коллекции весны 2011 года дизайнера Гуччи положены элементы скульптур современного африканского художника Эль Анатсуи. Для создания своих проектов Анатсуи использует металлические предметы. Гуччи для создания своей коллекции были позаимствованы цветовые схемы и металлические идеи и включены афро-английские исторические формы одежды.
Граффити
Этот необычный вид искусства служит источником вдохновения дизайнеров современного времени, ведь с новыми временами приходят и новые формы искусства.
Александр Макквин в 1999 году использовал этот вид искусства при создании коллекции «Номер 13». Источником вдохновения этой коллекции послужило декоративно-прикладное искусство движения. Одно из платьев Макквина было создано на основе инсталляции Ребекки Хорн, прославившейся своими картинами, скульптурами и фильмами. Дизайнер, представляя свое белое платье, одел его на модель, которая стояла на вертящемся столе, и на него распыляли краску черно-желтого цвета два оружия – робота.
Кристиан Френсис Рот – человек, принесший гранж на подиум и которого прекрасно помнят жители Нью Йорка девяностых годов. Его проекты стали довольно красочными и яркими и были направлены на улицы из галерей поп-арта. Каждый прохожий, видя эти шедевры, дважды оборачивался на них .
Поиск вдохновения
Для успешного развития и роста у каждого художника главным и ключевым моментом является именно поиск вдохновения. Он никогда не запланирован и может зародиться у художника в абсолютно любом месте и в любой момент. Одной из форм искусства является и мода, которая может быть источником вдохновения и других видов искусства. Здесь главное осознать взаимодействие вдохновения из других форм искусства. Именно благодаря этой взаимосвязи и появляются запоминающиеся моменты в истории моды. Для художников и дизайнеров никогда не иссякнет потребность в поиске вдохновения, которое моно найти в разнообразии и богатстве видов искусства.