ГЛАВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОСЕТИТЬ МУЗЕИ АМСТЕРДАМА И ПАРИЖА В ЗАМЕТКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ
Как правильно ходить по музеям Парижа и Амстердама? Где большинство туристов теряют драгоценное время, как не повторить их ошибки? И что делать, если у Вас есть только 2 дня на культурную программу?
Составить отпускной маршрут порой сложнее, чем кажется. Перед отъездом нужно столько всего успеть: потушить пожары на работе, организовать необходимый минимум по поездке (билеты, страховки, отели, визы) и даже на то, чтобы уговорить друзей поддерживать жизнь в Вашем коте и цветах до Вашего возвращения, тоже надо время. В таком цейтноте не до составления культурного wish list. Знакомо, не так ли?
И не беда, если Ваш отпуск длится больше недели и в запасе есть время, чтобы уже на месте привести мысли в порядок и выбрать для посещения самые вкусненькие культурные точки. Но если отпуск короткий или, что интереснее, если Вы оказались в одной из европейских столиц по причине незапланиованной 2-3-дневной командировки или по прихоти вулкана с каким-нибудь экзотическим названием? В этом случае возникнет риск впасть в легкое оцепенение от разнообразия вариантов и потерять драгоценные часы, которые можно было бы провести с интересом.
Чтобы быть во всеоружии, запаркуйте в своей памяти спикок must see places, который помог мне в свое время воспользоваться счастливым случаем и извлечь максимум удовольствия из логистических казусов. В этой статье я предложу обзор топ музеев в ключевых туристических центрах Европы. С этим обзором Вы всегда сделаете правильный выбор при стечение обстоятельств.
ПАРИЖ. ГОРОД ЛЮБВИ И… ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Париж не входил в Ваши планы, но почему-то все-таки случился с Вами? Как я Вам завидую! Причем без разницы, причиной тому романтический уикенд или очередной страйк авиадиспетчеров. И знаете что, Вы можете колебаться по разным вопросам: отдать предпочтение огням Мулен Руж или Эйфелевой башни, отправиться к стенам Нотр Дам де Пари или услышать хор Сенкри Кер, начать прогулку с Монмартра или с Латинского квартала. Но Лувр и д‘Орсэ не обсуждаются. (Вообще-то, в пандан к ним идет еще и Национальный музей современного искусства при Центре Помпиду, но это уже если хватит времени). Отвечая на вопрос, почему именно эти три музея обязательны для посещения, скажу, что именно они позволят Вам получить полное представление о том, насколько велико место искусства в жизни человечества со времен ветхой древности до наших дней.
Все они располагяются в центре города, до которого из аэропорта Шарль де Голль всего 25 км. Это максимум час езды, поэтому, не теряя ни минутки, отправляемся прямиком в один из них. Лучше начать с д'Орсе, он работает каждый день с 9:30 до 18:00, кроме понедельника, а по четвергам даже до 21:45. И в этот музей есть шанс попасть практически без очереди.
У стен музея своя интересная история. Очутившись на rue de Lille, 62, представьте только на минуточку, что чуть больше ста лет назад в этих стенах был вокзал. Да-да, железнодорожный вокзал. Его возвели, чтобы справиться с наплывом посетителей, которые должны были хлынуть в город по случаю Всемирной выставки 1900г. Как оказалось, не напрасно, ведь за пол года легендарную выставку посетило свыше 50 млн. человек. С тех пор прошло более века, а двери д'Орсэ по прежнему открыты для миллионов туристов. Будучи меккой для ценителей импрессионизма и постимпрессионизма, этот музей является вторым по популярности в Париже после Лувра.
И даже если сейчас вы не отличаете Моне от Мане, то поверьте, художественные коллекции музея дадут вам исчерпывающее представление о европейской живописи и скульптуре периода 1848-1914гг. Настроившись на вдумчивое созерцание и вооружившись аудио гидом, у вас не будет ни единого шанса не разбраться в предпосылках зарождения нового художественного стиля, именуемого с легкой руки критика Луи Леруа «импрессионизмом». Следуя жизненному и творческому пути «отверженных», вы усвоите основные вехи его становления и всместе с тем поймете, в чем заключалась смелость и революционность самой идеи – стоять на противоположных академической живописи позициях. И в конце концов просто насладитесь. Ведь каждое полотно, представленное в д'Орсэ – это моменты чистого наслаждения. Они с трудом поддаются описанию, как все упоительное и мимолетное. Поэтому просто идите и впитывайте.
А затем в Лувр. «Лувр» - само только звучание этого слова таит в себе королевское величие, и кто знает, может этот благородный шлейф не в последнюю очередь помогает Лувру из года в год занимать первое место в рейтинге лучших музеев мира, завлекая миллионы туристов в свои сокровищницы. И раз уж Вы в Париже, то просто не можете отказать себе в том, чтобы проверить, действительно ли достоин Лувр права восседать на этом троне :)
Итак,в теории, чтобы попасть в музей вам потребуется всего лишь перейти на другой берег Сены, учитывая, что Лувр и д'Орсэ практически смотрят в окна друг другу. Но на практике посетить оба музея в один день физически не удастся из-за размеров их экспозиций, потому приходите на Palais Royal, Musée du Louvre на следующий день: к открытию (9:00), если хотите побольше посмотреть, во второй половине дня, если хотите чуть больше воздуха вокруг себя.
Вероятно вам придется постоять в очереди, все-таки самый посещаемый музей мира, но пусть вас не пугает ее размер. Очередь снаружи движется очень быстро, несмотря на кажущуюся бесконечность, и уже минут через 15-20 Вы будете внутри, где у вас будет возможность осмотреться и выбрать понравившуюся кассу для покупки билета.
Что стоит понимать, отправляясь в Лувр, так это то, что постичь все его скровища за один день Вам не удастся при всем желании. Коллекция музея, которая непрерывно пополнялась с конца XVIII века идостигает сейчас порядка 300 000 экспонатов. И несмотря на то, что в залах в постоянной экспозиции представлено порядка 35000 предметов искусства – это все равно очень много. Потому самым разумным будет трезво рассчитать свои силы и сосредоточиться для начала на каком-то одном крыле музея. Всего их 3: Денон, Ришелье и Сюлли.
Для этого на входе обязательно стоит взять поэтажный план музея, в котором разными цветами наглядно выделены различные отделы и отмечены жемчужины коллекции. Это поможет организовать ваше передвижение и сделать выбор отправной точки вашего маршрута в зависимости от интересов.
Экспозиция организована таким образом, что в южном крыле Денон (Denon) сосредоточены произведения старых итальянских мастеров, жемчужины французских живописцев XIX века, не вошедшие в собрание д'Орсэ и коллекция итальянской и классической скульптуры. Так, именно в этом крыле вы сможете увидеть легендарную Мону Лизу, которую руководство музея решило впредь не вывозить за стены Лувра. Напротив Джоконды найдете «Брак в Канне Галилейской» Веронезе, а по соседству – «Мадонну» кисти Рафаэля и полотна Караваджо, Тинторетто и Тициана. В этом же крыле представлены монументальные картины Делакруа «Смерть Марата» и «Свобода, ведущая народ».
Крыло Ришелье (Richelieu) даст вам представление о древностях Ближнего Востока и исламском искусстве, а также о французской скульпруре и живописи, собранных тут ретроспективно. Тут же среди коллекции голландской живописи найдете «Кружевницу» – одну из самых знаменитых картин Яна Вермеера.
И, наконец, именно в крыле Сюлли (Sully) в 16-м зале греческих, этрусских и римских древностей найдете Венеру Милосскую. В естественных лучах мягкого предвечерья она поистине волшебна и неправдоподобно жива. И если вам повезет оказаться возле нее именно в это время дня, созерцание этого волнительного образа может оказаться одним из самых сильных и чувственных переживаний дня.
Официальный сайт www.louvre.fr можно полистать перед сном, чтобы навизуализировать себе картину будущего посещения J
АМСТЕРДАМ. ТОЖЕ ГОРОД ЛЮБВИ J но только ли?
Судьба забросила на 2 дня в Амстердам? О счастливчик! О счастливчик, оставь ребрышки unlimited, дым кофе шопов и экзотику красных фонарей на вечер, а днем… днем сходи в гости к малым голландцам и к Ван Гогу.
«К каким-каким голландцам?» - спросите вы. – К малым. А что стоит за этим определением предлагаю обсудить, следуя лабиринтами пряничных домиков к Rijksmuseum и его коллекции шедевров золотого века.
Вообще, любуясь отражением облаков в глади каналов, интересно вспомнить, что земля, по которой ступаешь, лежит ниже уровня моря. И это не просто занимательный факт. На самом деле именно упорная борьба со стихией, которая грозила постоянными затоплениями и выковала тот особый дух сплоченности голландцев, который в том числе наложил отпечаток на всю историю государства и нашел отражение в его искусстве и культуре.
В XVII веке искусство в протестантской Голландии достигло своего расцвета, и спрос на живопись стал колоссальным. Невероятно, но в этой крохотной по меркам старой имперской Европы стране более двух третей населения было городским, а на каждую тысячу человек приходился один художник. В силу политического устройства, где власть фактически принадлежала торговой элите, основными покупателем живописи стала не церковь, монархия или родовая аристократия, как в других европейских государствах, а бюргер или даже крестьянин. Поэтому отличительной чертой живописи этого периода стала камерность сюжетов, отвечающая светским вкусам, и преимущественно небольшой формат, чтобы картина могла гармонично вписаться в жилище рядового горожанина. Отсюда и название, закрепившееся за художниками – «малые голландцы».
Мастера этой школы отражали видимый мир во всей его реалистичности. Будь то светский реализм с его обыденностью повседневной жизни и бытовых мелочей, будь то поэтика одухотворенных пейзажей или оживающих в фотографической точности натюрмортов – безграничное многообразие окружающей жизни было главным источником вдохновения малых голландцев.
Их работы можно встретить в музеях всего мира, но именно в Rijksmuseum (Государственном музее Амстердама) представлено богатейшее собрание, которое составляет основу его художественной коллекции. Также тут вы найдете знаменитые работы Рембрандта, Франса Халса и Вермеера – великих мастеров золотого века голландской живописи.
Одним словом спешите видеть, господа ;)
А когда насладитесь, пусть второй точкой на карте вашего маршрута станет музей Ван Гога. Если Вы думаете, что туда не зачем идти, то ответьте себе честно на вопрос: «А что я знаю о Винсенте Ван Гоге, кроме истории с мочкой его уха? И что именно я знаю про эту историю?». И каким бы ни был ответ, поверьте, после похода в музей узнаете значительно больше.
На самом деле Ван Гог только в 27 лет твердо решил посвятить себя живописи. Как и у многих художников того времени, его путь к живописи был обозначен чередой долгих метаний и попыток найти себя. «Я сказал себе: бери опять карандаши, снова садись рисовать – и с тех пор вся моя жизнь стала другой», - скажет он позже, описывая момент окончательного разрыва с поприщем, которое было уготовано ему семьей. Тем не менее, за свою недолгую творческую жизнь Ван Гог оставил более 800 полотен и больше 1000 набросков. Когда в 37 лет его жизнь трагически оборвалась, большая часть его работ перешла вместе с письмами в руки к его родному брату Тео, и сохранилась исключительно благодаря усилиям нескольких поколений его семьи. Сейчас же более 200 полотен и 500 рисунков из этого наследия представлены именно в музее Амстердама. Это самая большая коллекция работ художника, собранная в единой экспозиции и любопытна она как раз тем, что у посетителей есть возможность не только получить исчерпывающее представление о вкладе Ван Гога в мировое искусство, но и проследить шаг за шагом всю историю его драматического жизненного и творческого пути.
Начав осмотр с ранних работ мастера, еще темных и пастозных, вы не сможете не отметить, как сильно они отличаются от того, что художник стал делать в Париже, куда он переехал в 1886 году к своему брату. В Париже, поселившись на Монмартре и познакомившись с творчеством импрессионистов, Ван Гог проникнется новыми идеями и поменяет свою манеру письма. Отказавшись от светотени и нарушая классические каноны живописи, он начнет свои первые эксперименты с цветом. А спустя полтора года, переехав в Арль в поисках душевного равновесия, он продолжит начатые им труды «самоуправного колориста» и станет смело использовать чистые тона красок для передачи или скорее провокации чувств. Ведь, по его мнению, цвет имеет прямое психологическое воздействие на зрителя. Период этот отмечен невероятной плодотворностью. Несмотря на постоянные приступы жесточайшего отчаяния, менее чем за год художник создаст более 100 рисунков и 200 картин. И именно в Арле с ним случится тот самый приступ безумия, который привел к широко известному инциденту с его ухом и послужил началом следующего этапа его жизни – пребывания сначала в больнице, а затем в приюте для душевнобольных Сен-Поль в окрестностях Сен-Реми-де-Прованс.
В Сен-Поль художник продолжает упорно трудиться, совершенствуя технику цвета для конструирования сложного пространства, а также пишет множество автопортретов, пристально вглядываясь в свои черты, словно намереваясь проникнуть в свои собственные глубины. Этот самоанализ буквально пронизывает электрическим разрядом каждое такое полотно. Для периода Сен-Реми характерен его сильный нервный спиралевидный мазок, узнаваемый с первого взгляда.
И наконец, завершающим этапом в жизни и творчестве Ван Гога становится Овер, куда после пребывания в приюте он по ходатайству близких переезжает жить, и где в конечном итоге сводит с этой жизнью счеты.
История трагична, но на самом деле поучительна. Пожалуй, именно после посещения этого музея мне до конца стала ясна мысль Кандинского, который утверждал, что наше общество можно представить в виде треугольника, который медленно движется вперед и вверх и что в частях этого треугольника расположены срезы нашей жизни. Самая широкая часть у основания – нынешнее общество во всей своей массовости, а тот, кто на вершине, на самом пике – тот в полном одиночестве. Качественно новые материальные и духовные ценности, которые он создает, еще чужды большинству. Его прозрение никому не ясно. Он один. Но пройдет время, и основание треугольника непременно догонит ту точку, в которой некогда находился одинокий гений. И вот когда такое случается, тогда творчество, которое современниками было не понято, начинает восприниматься абсолютно утилитарно, а порой записывается в каноны мастерства и становится классикой.
Автор текста: Жураковская Анастасия